Страница инструктораФК

 

  

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 92

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

 

 

  

                                  

 

 

  

Страница

инструктора по физической культуре Невлениновой Эльвиры Владимировны

 

 

 

 

 

Консультации для родителей

 

 

 

 

 "Совместные занятия физкультурой родителей и детей"

 

Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно.

Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность.

В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры - все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре.

Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям ребенка, тогда и физическое воспитание идет успешнее.

Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.

Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

·пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

·углубляют взаимосвязь родителей и детей;

·предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;

· позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.

Совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом – один из основных аспектов воспитания.


Игровые упражнения для дошкольников по профилактике  плоскостопия


 

«Качели»

Ребенок сидит на стуле или  гимнастической скамейке, вытянув ноги и опираясь пятками в пол. При слове «вверх» тянет носки ног на себя. Затем опускает  при слове «вниз» к полу. Выполнение упражнения  сопровождается четверостишием:

Ах, качели, ах, качели, Прямо к небу подлетели, Вверх-вниз, вверх- вниз,

Только крепко ты держись!

«Хлопки»

Ребенок сидит на скамейке. Носки ног нужно развести в стороны,пятки вместе. Потом соединить, выполняя своеобразные хлопки.

Мы хлопали-хлопали в ладошки, А теперь работают наши ножки!

«Балет»

Ребенок, сидит на стуле, опираясь руками на стул. Ноги вытянуты вперед. Согнуть ноги в коленях,с опорой на пальцы ног. Затем возвращается в исходное положение, направляя носки на себя. Ножки пляшут, как в балете,

Это пляшут наши дети, Стали ножки выставлять, И на пальчиках стоять.

«Барабанщик»

Поджать пальцы ног и  сидя на гимнастической скамейке, отбивать ритм стишка пальцами:

Есть у Миши барабан, Загремел, как ураган. Но его когда дарили, То потише попросили. Но зачем тогда он есть,

Если им нельзя греметь?

«Паучок»

Ребенок переступает по обручу или палке, приставным шагом. При этом он обхватывает гимнастический снаряд пальцами ног.

Паучок ползет по дорожке, Быстро он переставляет ножки

«Веселый ежик»

Ребенок катает массажный мяч от носка к пятке из положения стоя или сидя, меняя ноги.

Ежик бежит по дорожке, А мы массируем ножки!

«Художник»

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он рисует ножками на полу фигуры – круги, квадраты.

Будут дети рисовать,

Сегодня только ножками! Станут ножки выполнять Замысел художника!

«Улитка»

Ребенок стоя, поднимает пальцы ног, затем подгибает их и упирается в пол, начинает двигаться вперед.

Нам покажут наши ножки,

Как ползет улитка по дорожке!

«Пяточки»

Встать на пятки, подняв носочки. Затем опуститься на стопу. Хватит нежиться в кроватке,

Нужно разминать нам пятки!

«Маляр»

Ребенок лежит на спине и водит одной стопой по другой. Красить дом уже пора,

Мы позвали маляра!

Но не с кисточкой, ведром, Мастер к нам пришел в наш дом!

 

Элемент игры в этих упражнениях делает их простыми для выполнения. Ребенок запоминает стишки и может потом выполнять их самостоятельно.

 

 

Координационная лестница

 

Инновационное оборудование в ДОУ - координационная лестница. Что это такое и для чего она нужна?

Координационная лестница — это тренажер, имитирующий плоскую горизонтальную лестницу. Ее размещают на полу для выполнения самых разных упражнений: от ходьбы до бега и прыжков.

Координационная, или скоростная, лестница — простой в использовании инвентарь. Вес и габариты лестницы небольшие. Ее легко транспортировать и удобно хранить из-за компактных размеров. Занятия с таким тренажером можно проводить в любом месте: дома, на улице, в зале. Ее нетрудно изготовить самостоятельно.
Детям очень нравится такой тренажер: занятия похожи на игры. А веселая игра между тем тренирует координационные способности и скоростные навыки, а также развивает маневренность, силу, выносливость, контроль баланса тела и умение синхронизировать движения.

Применение координационной (скоростной) лестницы в самостоятельной деятельности детей :На прогулке: подвижные игры, «классики», упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании.В спортивном зале: подлезание, ползание, ходьба, прыжки, «классики».

 

Упражнения в ходьбе

1. «Цирковая лошадка» - И.п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба с высоким подниманием бедра, каждый раз наступая одной ногой в следующую ячейку лестницы.

2. «Дружные ножки» -И.п. – стоя правым(левым) боком к лестнице. Ходьба правым(левым) боком приставным шагом, ставим поочередно в одну ячейку обе ноги.

3. «Веревочка» - И.п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба скрестным шагом вперед. Одна нога ставится в ячейку перед другой, вторая ставится в сторону рядом следующей ячейкой.

4. «Сороконожка» - И.п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба приставными шагами прямо, наступая в ячейки лестницы двумя поочередно (к первой ноге приставляется другая).

5. «Сиртаки» - И.п. – стоя правым (левым) боком к лестнице. Ходьба скрестным шагом правым (левым) боком, поочередно наступая в ячейки лестницы правой и левой ногой.

6. «Силачи» - И.п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба выпадами, выносимая вперед нога ставится слегка согнутой в колене.

7. «Раки» - И.п. – стоя спиной к лестнице. Ходьба спиной вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку одной ногой.

8. «Скалолазы» И.п.– упор лежа правым (левым) боком к лестнице, лицом к первой ячейке. Передвижения правым (левым) боком каждый раз поочередно ставя правую и левую кисть в следующую ячейку лестницы.

9. «Скалолазы-2» - И.п. – упор лежа левым (правым) боком к лестнице, спиной к первой ячейке. Передвижения левым (правым) боком каждый раз поочередно ставя левую и правую стопу в следующую ячейку лестницы.

10. «Человек-паук»- И.п. – на высоких четвереньках. Ходьба на высоких четвереньках с опорой на кисти и ступни, поочередно ставя одну кисть и стопу в ячейку с соблюдением перекрестной координации.

11. «Рыщет волк» - И.п.- стоя лицом к лестнице. Ходьба вперед-в сторону, наступая в ячейку правой, левая выносится в сторону за следующую ячейку.

Бег

1. С высоким подниманием колен. - И.п. – стоя лицом к лестнице. Бег с высоким подниманием бедра, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы одной ногой.

2. С захлестом голени. – И.п. то же. Бег с отведением назад согнутой в колене ноги.

3. Прыжками - И.п. – стоя лицом к лестнице. Подпрыгивая, одну ногу нужно ставить в одну ячейку. Толчок делать вперед-вверх.

4. Широким шагом. - И.п.- стоя лицом к лестнице. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета.

5. Мелким шагом - И.п. – стоя лицом к лестнице. Бег, каждый раз наступая в ячейки лестницы двумя ногами. 

Прыжки

1. «Кролик»- И.п.- стоя лицом к лестнице. Прыжки двумя ногами в каждую ячейку лестницы, как будто ступни соединены.

2. «Кенгуру» - И.п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки внутрь - наружу, внутрь-наружу – пересекая таким образом лестницу.

3. «Лыжник» - И.п.- стоя лицом к лестнице. Прыжок – правая нога внутри ячейки, левая снаружи, прыгать вперед и изменить положение в следующей ячейке – левая внутри ячейки, правая – снаружи.

4.«Классики»- И.п. – стоя лицом к лестнице. Прыжок в первую ячейку – приземление на одну ногу; прыжок в следующую, приземление на две ноги и т. д.

5.«Ноги врозь-вместе» - И.п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на двух ногах, выполняя прыжок ноги вместе в первую ячейку лестницы, затем прыжок ноги врозь, поставив ноги снаружи второй ячейки лестницы, потом снова прыжок ноги вместе внутрь третьей ячейки и т.д.

6. «Заяц петляет» -И.п. – стоя лицом к лестнице. Толчком двух ног прыгнуть внутрь первой ячейки лестницы, следующим прыжком приземлиться слева от первой ячейки, затем прыгнуть внутрь второй ячейки, потом приземлиться справа от нее и т.д.

7. «Тяни –толкай» -И.п. – стоя лицом к лестнице. Два прыжка вперед - один назад.

Вариант: четыре прыжка вперед – два назад.

8. «Прыгаем – считаем» - И.п.- стоя лицом к лестнице, прыжки на одной в каждую ячейку. Например, четыре прыжка на правой, четыре на левой ноге.

9. «Ветер» - И.п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки с поворотами вправо-прямо-влево.

10. «Великан» - И.п.- стоя, ступни за лестницей. Широкие прыжки, каждый прыжок должен быть на уровне последующей ячейки.

Игровые упражнения и подвижные игры

1. «Тачка» - Упражнение в парах. Первый номер принимает положение упора лежа лицом к лестнице, второй удерживает его за голеностопы. Партнеры передвигаются вперед с таким расчетом, чтобы первый номер поочередно ставил кисти в следующие ячейки лестницы. Затем партнеры меняются ролями.

2. «Юла» - ходьба по лестнице, по сигналу остановка, встать двумя ногами ячейку – поворот на 360 градусов. Вариант: поворот «Юла» делать в определенной только ячейке, например: в каждой четвертой.

3. «Быстро расставь» - пробегая по лестнице, расставить несколько предметов рядом с ячейкой, или через одну ячейку (по заданию педагога).

4. «Разойдись, не сойди с дорожки» - ходьба или медленный бег навстречу друг другу; усложнение - в колоннах.

5. «Прыжки через нарты» - прыжки на двух через ячейку. Варианты: лестницу приподнять на 10-15-20 см; увеличить длину (перепрыгиваемого) отсека.

Упражнения с мячами

6. «Веди, не потеряй» - ходьба по лестнице, наступая одной ногой в ячейку, отбивать мяч слева и справа.

7. «Ходи, не потеряй» - ходьба по лестнице с одновременным подбрасыванием мяча. Вариант: «сороконожка» с мячом, подбрасываем и ловим с хлопком.

8. «Дружные пары» - дети в парах, передают мяч с отскоком от пола, попадая мячом точно в ячейку лестницы.

9. «Попади в цель» - бросание предметов в горизонтальную цель (с использованием лестницы на разной высоте). 

Подвижные игры

(тренировка зрительно-моторной координации, системы «глаз-рука»)

10. «Не воронь, не наступи на огонь» - дети пробегают по лестнице, перепрыгивая через ячейку с ноги на ногу, где лежит предмет (в квадрате может лежать любой предмет – это и есть «огонь»), вариант: положить два – три предмета. 

10.«Не воронь, обойди огонь» - дети пробегают, поочередно ставя ноги сбоку от ячейки, где лежит предмет. Усложнение: при прохождении по лестнице через предмет красного цвета перепрыгивать с ноги на ногу, а где лежит предмет другого цвета, (например: синего) ставить ноги поочередно сбоку

11. «Паутина» - лестница подвешивается на высоте 50-60-70 см от пола и дети преодолевают препятствие любым придуманным ими способом. Первый вариант - лестница находится в горизонтальном положении, второй вариант - лестница в вертикальном положении. Условие: при переходе стараться не касаться «паутины».

12.«Кот и мыши» - лестница устанавливается на весу в вертикальном положении. «Мышки» (дети) пролезают удобным для себя способом так, чтобы не коснуться лестницы. Если ребенок коснулся, то один раз пропускает игру.

13.«Мышеловка» - дети - «мышки» пролезают удобным для себя способом быстро. Лестница находится на боку — это «мышеловка». Неожиданно «мышеловка» захлопывается, кого задела, тот игрок выполняет любое задание. После чего возвращается в игру.

14. «Живой уголок» - по картинкам с изображением животного дети имитируют движения.

15.« Сбей шишку»

Участники делятся на 2 команды. Первая – «шишки», дети встают в клеточки лестницы, которая лежит поперек зала. Игроки второй команды, «метатели», берут по 2-4 «снежка» и выстраиваются в шеренгу на расстоянии 5-6 метров от лестницы. По сигналу «метатели» начинают бросать «снежки», стараясь сбить «шишку». Игрокам - «шишкам» надо уворачиваться от «снежков» и не сойти с клеточки. «Метатели» бросают:

- из положения стоя – «шишки» стоят на одной ноге;

- из положения стоя на коленях – «шишки» стоя скрестив ноги

- из положения лежа на животе – «шишки» стоят на двух

Каждая пара считает количество попаданий. Выигрывает тот в паре, у кого больше попаданий. Сбитой «шишкой» считается тот игрок, в которого попали или он сошел с квадрата.

16. «Угол и мышь»

Из числа играющих выбирается «кошка», остальные мышки.

Играющие располагаются в «окошках» лестницы. «Кошка» ходит рядом и приговаривает: «Мышка, мышка, дай домик!» В какой-то момент «мышки» меняются местами, в это время «кошка» пытается занять «домик», кому не хватило «домика», тот становится «кошкой». Условие: при смене домика «мышка» должна выйти за предела «домика».

17.«Кто быстрее?» - играющие стоят в колонне по одному перед лестницей, у каждого игрока в руках предмет (например, кубик). По сигналу первый пробегает по лестнице, останавливается в любом квадрате, заходя двумя ногами в него, кладет сбоку квадрата свой предмет и добегает до конца лестницы. Следующий начинает свой бег только после того, как впереди бегущий положил свой предмет. После того, как все встали на свои места, первый снова бежит, берет любой или свой предмет, добегает до конца лестницы. Следующий начинает свой бег так же после того, как только первый участник забрал предмет. Правила: начинать движение только после того, как предыдущий игрок положил свой предмет; во время бега попадать в квадраты только одной ногой, а во время того, как класть предмет – двумя ногами.
 

 

 

Позу, которую принимает человек, когда его туловище удерживается в выпрямленном положении без особого мышечного усилия, называется правильной осанкой.
При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. В частности правильная осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе – беге, прыжках. Кроме того правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний (вирусы, бактерии). При неправильной осанке может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов: ребенок более подвержен частым респираторным заболеваниям.
Формирование осанки происходит в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Лучше всего можно определить осанку, поставив ребенка в профиль. В таком положении хорошо заметны естественные физиологические изгибы. Чрезмерная или недостаточная величина естественных изгибов позвоночника свидетельствует о неправильной осанке, что влечет за собой нарушение функций позвоночника и другие неприятные последствия.
Даже при наличии предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата.
Если малыш относительно здоров, то примерно до трех лет его позвоночник обычно развивается нормально. Проблемы начинаются с того момента, когда ребенку первый раз скажут: «Не бегай! Сиди спокойно!» для того, чтобы мышцы развивались, они должны работать. Тогда и функциональные изгибы позвоночника будут формироваться правильно, и мышцы и связки будут достаточно крепкими, чтобы справляться с нагрузками. Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ребенку труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и ой же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора и компьютера, ежедневная физкультура) – необходимое условие нормального развития опорного – двигательного аппарата.
В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее влияют сильно влияют на детей в период бурного роста (6 – 7 лет). И наша задача – предупредить заболевание опорно – двигательного аппарата. Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей искривленный позвоночник. Просто дети очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.
Основной причиной дефектов осанки являются привычные порочные положения тела при сидении и стоянии. В связи с этим следует уделять большое внимание детской мебели.
Стол и стулья должны соответствовать росту ребенка.
Кровать должна быть ровной с жестким основание и мягким матрасом, с невысокой, желательно ортопедической подушкой. Желательно приучать ребенка спать на боку или спине.
А что ещё можно сделать для профилактики нарушений осанки и болезней позвоночника?
Дети должны полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, витаминов, что содержится во вкусной и здоровой пище.
Читать в постели можно, но осторожно. Необходимы хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей)
Нельзя носить сумку, даже лёгкую на плече.
Ребенку необходимо больше двигаться и хотя бы по 20 – 30 минут в день заниматься физкультурой. Спортивные кружки – это здорово, но вид спорта и интенсивность нагрузок следует подбирать в соответствии с состоянием здоровья. Наименее опасны и наиболее полезны для позвоночника плавание и танцы. Для любой работы, в том числе для занятий физкультурой и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Как её обеспечить: уговорами, террором, системой премий и штрафов, - решайте сами. Дети – существа несознательные, и без постоянного родительского контроля хорошей осанки у детей не будет.

Советы родителям по предупреждению нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, значительное количество детей (от 60 до 80%) имеют нарушения осанки, а также выявляется функциональная недостаточность стоп (67,2-67,3%). Осанка - привычное положение тела ребенка, его манера держаться. Правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, поскольку она способствует нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма и помогает избегать поздних нарушений, опасных для здоровья. Поэтому осанка является одним из важных показателей здоровья и существенным критерием гармоничности развития ребенка. С целью предупреждения нарушений осанки у детей необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
4. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
Значительную роль в профилактике нарушений осанки играет рациональный суточный режим жизнедеятельности (полноценный сон, регулярное питание, правильное чередование различных видов деятельности, оптимальный уровень двигательной активности, прогулки на свежем воздухе и т. п.)
Следует систематически использовать упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета.
Одним из признаков плоскостопия является уплощение стоп. Уплощение стоп сопровождается слабостью мышц и ухудшением эластических свойств связок, быстрой утомляемостью мышц голени, тяжестью в ногах, болевыми ощущениями в различных отделах стопы, в икроножных мышцах, снижением физической работоспособности, следствие этого является - нарушение осанки. В связи с вышеизложенным, профилактика плоскостопия у детей имеет важное значение.
Соблюдение приводимых ниже несложных рекомендаций будет способствовать формированию правильного свода стоп у детей и предупредит возникновение плоскостопия.
С целью предупреждения плоскостопия у детей необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Предупреждению деформации стоп способствует рациональная обувь: не рантовая, с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Не рекомендуется ношение обуви с плоской подошвой, например, мягких тапочек, сланцев, валенок.
2. Полезно чаще ходить босиком, в теплое время года, на открытом воздухе – по траве, песку, а в холодное время года, в помещении – по ковру, полу. Босохождение позволяет сочетать укрепление мышц и связок стоп с их локальным закаливанием.
3. Во время ходьбы детей необходимо обращать внимание на правильную постановку шагающей ноги на опору: пяткой с последующим перекатом на всю стопу, а не плашмя, всей стопой; не допускать шарканья и шлепанья стоп, не разводить носки.
4. Вечером перед сном рекомендуется ежедневное обмывание ног прохладной водой с последующим энергичным растиранием стоп сухим, жестким полотенцем до появления ощущения тепла и покраснения кожи.
5. Большое значение в профилактике функциональной недостаточности стоп имеет систематическое укрепление мускулатуры ног с помощью физических упражнений: различных видов ходьбы (по ребристой поверхности, массажным коврикам, на носках, на наружных краях стоп, с поворотом стоп носками вовнутрь и т. п., подскоков, прыжков и бега на носках, приседаний на носках, сгибаний и разгибаний пальцев стоп из различных исходных положений (сидя, лежа на спине, стоя, катания стопами гимнастической палки, мяча, захватывания и перемещения пальцами ног различных мелких предметов и др.
Осанка – это привычная поза прямо стоящего человека в спокойном состоянии в положении стоя, когда спина и голова удерживаются ровно. Но почему же некоторых малышей то и дело приходится одергивать словами «выпрямись», «приосанься»? Можно ли избежать явления серьезных нарушений осанки у детей?
Профилактика нарушений осанки. Советы родителям.
Ребенок появляется на свет с прямым позвоночником. С каждым месяцем в процессе роста и развития костей и скелетной мускулатуры формируются специфические изгибы позвоночника и осанка. Если осанка правильная, родителям можно поставить «зачет». Значит, им было не лень заниматься с ребенком физическими упражнениями и обеспечить с рождения полноценным питанием!
Причины нарушения осанки.
Существует целый ряд причин, из-за которых могут произойти нарушения осанки у ребенка. В грудном и младшем возрасте это: - перенесенные болезни (малокровье, рахит, хронические заболевания верхних дыхательных путей);
- неправильное питание;
- недостаточное пребывание на свежем воздухе;
- недосыпание;
- отсутствие физических упражнений и закаливания.
У детей, которые начинают посещать детский сад и школу, ко всему перечисленному прибавятся также:
- неправильное положение за письменным столом или партой;
- повышенная физическая нагрузка на одни и те же мышцы (в школе ребенок больше сидит, чем ходит);
- ношение портфеля (ранца, спортивной сумки) постоянно в одной руке. Например, правши в основном носят портфель в правой руке и не меняют ее.
Профилактика нарушений осанки. Советы родителям.
Суть всех рекомендаций для родителей, которые желают избежать любых нарушений осанки у детей, состоит в следующем. В младшем и дошкольном возрасте нужно уделять огромное внимание физическому развитию ребенка, чтобы у малыша сформировался прочный «корсет» из мышц, а позвоночник приобрел естественные изгибы (лордозы и кифозы) правильных допустимых размеров. Причем слова и действия мамы и папы должны быть достаточно убедительными. И только в этом случае в школьном возрасте, когда ребенок чувствует себя «почти взрослым», он без чьего-то напоминания сам начнет следить за осанкой.
Неправильная осанка чаще всего формируется в период активного роста ребенка с семи до пятнадцати лет. Поэтому профилактические мероприятия рациональнее начинать с раннего детства. Вот, так и получится забота о правильной осанке у малыша. Ведь вы хотите предотвратить проблему, а не бороться с ней почти безуспешно, не так ли?
Советы родителям детей до 1 года.
Не нужно укладывать малыша на мягкие перины. Лучше, чтоб детская постель была ровной, матрас не очень мягким, в идеале ортопедическим.
Не пробуйте усаживать младенца преждевременно, до полугода. Да, это очень удобно устроить ребенка на диванчике или в кресле, обкладывая подушками для безопасности. Но какой будет результат? Безопасность безопасностью, а позвоночнику у ребенка 4-5 месяцев большие нагрузки противопоказаны! Лучше дождитесь, пока малыш сможет садиться самостоятельно. Обычно это хорошо получается у деток, которые активно пробуют ползать.
Начиная с трех месяцев, как можно чаще укладывайте ребенка на животик. Постарайтесь не носить малыша все время на одной и той же руке, а также не водить за одну и ту же руку, когда дитя будет учиться ходить. До девяти месяцев не ставьте ребенка на ножки, если он не захочет этого сам. Когда ребенок пойдет самостоятельно, можно заняться физзарядкой вместе. А маленькие пробежки очень повеселят и малютку, и родителей!
Советы родителям детей старше 1 года.
С момента введения прикормов и «взрослой» пищи следите за тем, чтоб меню малыша содержало качественные и полезные продукты. В вашем повседневном меню должны быть яйца, мясо, рыба, каши, фрукты, овощи.
Приучите ребенка спать ровно на животике или на спине. Если он постоянно сворачивается калачиком, мягко поправляйте позу.
Ежедневно гуляйте с малышом на свежем воздухе. На улице обязательно играйте в подвижные игры – в мяч, в догонялки. Приучайте ребенка лазать по турникам, подтягиваться. По возможности, ходите с раннего возраста на массаж и в бассейн.
Особое внимание обратите на обувь. И тапочки, и сапоги, и кроссовки, и босоножки покупайте по размеру! Любая обувь не должна быть слишком тесна или слишком свободна. Хорошо, если имеется небольшой каблучок. Не берите у знакомых обувь старших детей, чтобы ваш ребенок ее доносил! В самом идеальном состоянии обувь уже приобретает форму ноги того человека, который в ней ходил.
На формирование неправильной осанки влияет неправильное сидение на стуле. Не разрешайте ребенку сидеть на краю стула или подложив под себя ногу. В такой позе очень страдает поясничный отдел позвоночника. Дошкольника научите самостоятельно контролировать свою осанку во время сидения или лежания. В будущем для школьных книжек и тетрадок лучше приобрести рюкзак или ранец, который можно носить на спине.
Пусть ребенок больше двигается, плавает, бегает и меньше засиживается за компьютером.
Рекомендаций и советов, как не допустить развитие нарушений осанки у детей, очень много.
Никогда не окажется лишним сходить вместе с ребенком на консультацию к врачу ортопеду или специалисту по физвоспитанию в детском садике. Проявите личную инициативу! Кстати, а как сейчас сидит ваш малыш за мультиками – ровно или кривит спинку?

 

 

 


 


 

Развивающее занятие "Поиграем с веревочкой"

Вам понадобится средняя по толщине, 
достаточно мягкая веревочка. 
Главное, чтобы веревочка 
могла принимать нужную форму. 

Сначала попросим ребенка 
выложить узоры по предложенным образцам, 
а затем - придумываем и выкладываем фигурки.
 В завершении можно пройти по своим узорам
.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 21.01.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения