Праздники Руководитель-Забавина И.А

 

  

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 92 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

    

 

    

Забавина Ирина Александровна 

 Высшая квалификационная категория

                                                                                                                                                 

 

 

Логоритмика на музыкальных занятиях в детском саду.

 

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

 Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

 

Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

 

Задачи:

1.     развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

2.     формирование правильного дыхания;

3.     развитие способности ориентироваться в пространстве;

4.     выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

5.     развитие фонематического слуха, просодических компонентов;

6.     формирование навыка релаксации;

7.     развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

 

В результате сочетания слова, музыки и движения дети будут более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей повысится координация движений, они станут собраннее и внимательнее. Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры, проговаривание стихов с движением и под музыку улучшат качественный уровень ритмического чувства.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержку речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

 В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и выполняют многие другие функции.

 Не говорящие дети именно на логоритмических занятиях демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки.

Логоритмика имеет оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения). Особое значение уделяется пальчиковым играм или массажу пальцев.

  

Логоритмические упражнения ,используемые на музыкальных занятиях:

 

Похлопаем в ладошки,
Похлопаем немножко,
Похлопаем в ладошки,
Очень хорошо!
2. И пальчики попляшут,
И пальчики попляшут,
И пальчики попляшут,
У маленьких ребят.
И пальчики попляшут,
И пальчики попляшут.
А девочки и мальчики
Все ровненько сидят.
3. Тук-тук молотком,
Мы построим птичкам дом.
Тук-тук молотком,
Поселяйтесь, птички, в нём!
4. Бум-бум, барабан.
Что за шум и тарарам?
Бум-бум, барабан,
Просыпайтесь по утрам!
5. Ду-ду-ду, ду-ду-ду —
Вот какая дудка!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду —
Вот какая дудка!
6. Поехали потихонечку,
Поехали потихонечку.
И быстренько, и быстренько,
И быстренько, и быстренько,
И приехали!
Описание движений:

Дети сидят на стульчиках.

1 куплет:
Хлопают в ладоши.
2 куплет:
Вращают кистями рук — «фонарики».
3 куплет:
Энергично стучат кулачком одной руки по кулачку другой.
4 куплет:
Попеременно стучат кулачками по коленям.
5 куплет:
Имитируют игру на дудочке, перебирая пальчиками.
6 куплет:

Нараспев негромко произносят слова, ладонями попеременно касаются колен. На слова «И быстренько, и быстренько» весело хлопают попеременно ладонями по коленям и притоптывают ногами. В конце упражнения музыка замедляется и все дружно говорят: «Приехали!»
Начинать разминку можно с двух движений — хлопков в ладоши и «фонариков». Далее — добавлять движения по тексту, каждый раз обыгрывая очень эмоционально.?

Водичка, водичка,

(двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка)

Умой мое личико.

(ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели,

(дотрагиваться до глазок по-очереди)

Чтобы щечки краснели,

(тереть щечки)

Улыбался роток

(улыбаться, гладить руками ротик)

И кусался зубок.

(стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)

***

Как сожму я кулачок,

(сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок.

(поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку,

(распрямить кисть)

Положу на ножку.

(положить руку на колено ладонью вверх)

***

- Тук-тук-тук.

(три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да.

(три хлопка в ладоши)

- Можно к вам?

(три удара кулаками друг о друга)

- Рад всегда!

(три хлопка в ладоши)

***

 Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке.

(сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки,

(проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.

(имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики,

(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Одевали тапочки.

(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

***

Как на горке снег, снег,

(показывать руками "горку")

Снег, снег, снег, снег.

(двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег,

(показывать руками "под горкой")

Снег, снег, снег, снег.

(двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь.

(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь!

(пальчик ко рту, грозить пальчиком)

***

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

 

 

 

Статья Ирины Викторовны Харитоновой в  журнале

"Педагогический альманах"2024 год 

 

Музыкальное развитие детей раннего и младшего возраста

 

О восприятии музыки младенцем мы судим опосредованно, по его поведению, эмоциональным реакциям, состоянию. В ситуацию слушания музыки включается такой важный фактор, как общение взрослого с ребенком и ребенка со взрослым. В первую половину года эмоциональное общение является ведущим видом деятельности. Поэтому разведение музыкального и коммуникативного развития весьма условно. Эти два процесса взаимосвязаны, они обогащают и насыщают друг друга.

 

Музыкальное развитие 1–3 МЕСЯЦА

   С самого рождения, попадая в царство разнообразных звуков, в том числе и музыкальных, младенец вслушивается в этот окружающий его мир. Первые жизненные музыкальные впечатления малыша связаны не со звучанием музыкальных игрушек, а с пением самого близкого для него человека, с ощущением счастья, любви и нежности.

Постепенно младенец начинает улавливать в пении отдельные интонации, которые затем становятся средством интонационно-эмоционального контакта со взрослым. Проходят недели, и ребенок начинает реагировать на пение взрослого «комплексом оживления». Не безразлично для него и звучание детских музыкальных инструментов, издающих приятные для его слуха звуки.

4–6 МЕСЯЦЕВ

Идет время. Младенец все более активно вслушивается в музыкальные звуки, в пение; внимание его становится более устойчивым, а восприятие музыки – более избирательным.

Ребенок поворачивает головку в сторону источника музыкального звучания, смотрит на него. Если слушание музыки вошло в быт малыша, то он может слушать ее 20–30 секунд без перерыва.

Ребенок явно интересуется пением близкого ему человека, улавливает его отдельные интонации.

Наряду со слушанием музыки малыш начинает проявлять двигательную активность. Истинную радость доставляют ему игровые упражнения, когда взрослый берет кисти рук маленького ребенка и под музыку (или пение) попеременно сгибает и разгибает их.

7–9 МЕСЯЦЕВ

К этому времени малыш научился сам садиться и, естественно, окружающий мир для него стал более разнообразным и увлекательным. Маленький человечек довольно направленно и с интересом следит за действиями взрослого, играющего на детском музыкальном инструменте, реагирует на перемещение взрослого или на исчезновение инструмента; радуется, когда вновь видит его.

На пение взрослых младенец отзывается первичными элементарными вокальными импровизациями (гулением), выделяет в пении интонации радости, грусти; с удовольствием включается в движения под музыку: гимнастику, пляску, игровые действия.

10–12 МЕСЯЦЕВ

Наконец малыш начинает ходить по комнате, и окружающий мир будто приближается к нему. Ребенок сам подходит к звучащему источнику музыки, проявляет интерес к нему и с удовольствием слушает потешки и простые песни – как новые, так и знакомые.

Движения под музыку становятся для него все более привлекательными. Он предпочитает двухчастную музыку: первую часть (спокойную) музыки – слушает, а на вторую (веселую и быструю) – охотно откликается движениями, словно танцует. Музыка смолкает, и малыш заканчивает плясовые движения.

К концу первого года ребенок все эмоциональнее отзывается на музыку и испытывает потребность в ней.

Задачи музыкального воспитания и развития детей до 1 года

1–3 МЕСЯЦА

Вводить в жизненное пространство младенца благозвучную музыку (по мере необходимости в моменты бодрствования).

Включать в жизнедеятельность малыша интонационное общение взрослого с ним (речевое и певческое).

В процессе пения взрослого знакомить младенца с окружающим миром:

 с близкими взрослыми (мама, папа, бабушка, дедушка);

 с игрушками (зайка, мишка и т. п.);

 с детскими звучащими игрушками (погремушка, колокольчик).

4–6 МЕСЯЦЕВ

Развивать слуховую сосредоточенность, продумав музыкальный дизайн на весь день.

В процессе пения взрослого продолжать знакомить младенца с окружающим миром:

 с другими близкими людьми (брат, сестра, тетя, дядя, няня);

 с игрушками (кукла, кошка, собачка и т. п.),

 с детскими музыкальными инструментами (дудочка).

Разнообразить предлагаемые ребенку певческие интонации (радость, грусть).

Побуждать малыша к элементарным двигательным упражнениям под музыку.

7–9 МЕСЯЦЕВ

Увлекать младенца слушанием вокальной, инструментальной музыки, доступной по содержанию, приятной по звучанию, а по длительности – соответствующей возрастным возможностям.

Приучать к восприятию музыки, побуждая эмоционально откликаться на прослушанное музыкальное произведение.

Продолжать знакомить в процессе пения с окружающим миром:

 с близкими людьми: другими взрослыми, ухаживающими за детьми,

 с домашними животными (кошка),

 с игрушками (птичка, лиса и т. п.),

 с детскими музыкальными инструментами (металлофон),

 с различными музыкальными игрушками.

Ввести в пение интонацию вопроса, продолжая демонстрировать интонации радости и грусти; побуждать ребенка к элементарным вокальным импровизациям.

Вовлекать в простейшие игровые действия под музыку.

Приобщать к элементарным движениям под музыку (в частности к хлопкам в ладоши).

10–12 МЕСЯЦЕВ

Развивать слуховую сосредоточенность, доставляя ребенку радость от общения с прекрасной музыкой.

Активизировать элементарное восприятие музыки и побуждать к эмоциональному отклику на нее.

В процессе пения взрослого формировать доброе отношение к окружающему миру, продолжая знакомить с ним:

 с окружающими близкими людьми,

 с домашними животными (собака),

 с природным окружением (цветок),

 с игрушками (петушок, лошадка),

 с музыкальными инструментами (пианино).

Закреплять восприятие певческих интонаций (радость, грусть, вопрос).

Приобщать к элементарной активности:

 в пении (подпевать концы песни – «ай», «ах» и т. п.),

 в играх (выполнять простейшие игровые движения),

 в пляске (выполнять простые плясовые движения: хлопки, топанье ногами, легкие полуприседания).

 В данный возрастной период продолжается развитие музыкальных способностей ребенка. Особенно ярко проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего в процессе ее слушания, а также в элементарной исполнительской деятельности.

Происходит становление сенсорной основы музыкальности (дети начинают реагировать на выразительные отношения музыкальных звуков, различных по тембру, динамике, высоте), а также музыкального мышления и памяти.

К концу второго года ребенок имеет запас музыкальных впечатлений, связанных с окружающим миром. Он узнает знакомые произведения, выделяет явные разнохарактерные части в музыке, улавливает выразительные интонации.

Музыкальные способности малыша развиваются успешно при восприятии им музыки как вокальной, так и инструментальной. Дети проявляют к ней искренний интерес, способны самостоятельно находить звучащий источник, садиться рядом с ним и с удовольствием слушать музыку, хотя длительность непрерывного восприятия остается небольшой.

 Они могут в течение 3–4 минут слушать несколько песен (или пьес), но в промежутках им необходимо менять вид деятельности. Например, можно выполнять музыкально-ритмические действия, содержательно связанные с музыкальным образом песни (после песни о зайчике – попрыгать как зайчик). Малыши чувствуют настроение, общий характер, отдельные интонации в музыке, эмоционально откликаются на нее.

На втором году вследствие интенсивного физического и психического развития повышается музыкальная активность детей. Ребенок все больше проявляет себя в пении, он с радостью подражает пению взрослого, подпевает в виде отдельных слогов («да-да-да»), слов («дом», «Катя»), звукоподражания («мяу-мяу», «гав-гав»).

В движениях под музыку малыши также становятся все более активными, поскольку у них уже развита подражательность. Появляются новые движения, перенятые у взрослых; определяются любимые, которыми они откликаются на знакомую плясовую.

У одних это могут быть «пружинки», у других – притопы ногой, у третьих – покачивание на ножках и т. п. Иногда сами ребятишки показывают взрослому, как надо плясать под знакомую им музыку. Малыши любят пляски под пение, в котором ярко выражен контраст между частями музыки (например пляска «Ай-да»). Кроме того, к концу года они выполняют элементарные движения с атрибутами (листочком, платочком), пляшут по одному, в паре со взрослым или со сверстником.

Сюжетные игры под музыку очень нравятся детям, особенно те, в которых ведущую роль выполняет игрушка, управляемая первоначально взрослым, а затем и самим ребенком. Дети то убегают от игрушки, то догоняют ее, любят искать кого-либо, будить; передают в играх несложные образы: летают как птички, прыгают как зайчики.

В деятельности малышей можно заметить первичные музыкально-творческие проявления. Так, после исполнения взрослым песни «Кукла Катя» ребенок производит соответствующие музыке движения: кукла пляшет, если звучит плясовая, или кукла спит, если слышится колыбельная.

 

Задачи музыкального воспитания и развития детей раннего и младшего возраста

 

¦ Развивать у ребенка эстетическое восприятие музыки:

 вызывать восхищение музыкой, формировать устойчивый интерес к ней и способность получать от нее удовольствие;

 в процессе пения знакомить с окружающим миром:

¦ с разными знакомыми людьми – взрослыми и сверстниками;

¦ с домашними животными (корова, лошадь, петух, курица, цыпленок);

¦ с игрушками, аналогичными домашним животным;

¦ с музыкальными инструментами (гармошка и др.);

 способствовать становлению основ музыкальности, вызывая эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, темпа и динамики, а также на понятные певческие интонации (радость, грусть, вопрос, ответ);

 воспитывать слуховую сосредоточенность, предлагая послушать и различить выразительные отношения музыкальных звуков, контрастных по тембру, динамике, высоте;

 обогащать музыкальную память, стимулируя запоминание небольшого количества музыкальных инструментальных произведений, песен, танцев.

Активизировать музыкальную деятельность детей:

 в слушании музыки: побуждать показывать свое эмоциональное отношение к музыкальному образу и характеру музыки, используя возгласы, мимику, жесты, реагировать на содержание музыки соответствующими движениями;

 в пении: приветствовать элементарное проявление певческой деятельности (подпевание отдельных слогов – «да-да», «ля-ля», повторяющихся звукоподражаний – «гав-гав», «мяу-мяу» и простых слов – «Маша», «дом» и т. п.);

 в танцевальной деятельности: вызывать желание выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом пляски (хлопать в ладоши, делать «фонарики», топать ногой, двумя ногами, покачиваться с ноги на ногу); участвовать в пляске – одному, в паре со взрослым или сверстником;

 в игровой деятельности: заинтересовать простыми игровыми приемами (искать мишку, убегать от матрешки, летать как птички).

Содействовать элементарным музыкально-творческим проявлениям.

  Заключение

    Музыкальное воспитание детей происходит посредством музыкальной деятельности. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.   Особое значение приобретает применение различных методов и приемов в музыкальной деятельности, которые используются с учетом возрастных особенностей детей. Использование различных средств наглядности в музыкальной деятельности у младших дошкольников (игрушка, картинка) способствует пониманию содержания исполняемой песни (пьесы), ее запоминанию. Выразительный показ педагога формирует правильные действия подражания. Систематические занятия пением, разучивание движений под музыку, слушание ее содействуют развитию музыкальной восприимчивости детей. Эмоции, вызванные музыкой, становятся более устойчивыми, интересы - более прочными.

Целенаправленный отбор педагогом музыкального материала, системность его подачи детям содействуют музыкальному развитию ребенка.

 

Библиографический список

1.Балагурова С.В. Учимся петь и любить музыку// Современный детский сад. -2011.-№3.-С. 43-47.

2.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду  — М., 1981. —С. 6-61, 76 – 174.

3.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка  в детском саду //  Детский сад от А до Я .- 2010.-№3(45).-С. 4-14.

4.Губанова Н.Ф. Активизация музыкально-творческой деятельности дошкольников  // Детский сад от А до Я. -2010.-№3.-С. 84-92.

5.Губанова Н.Ф. Использование игровых методик в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников  // Детский сад от А до Я. -2009.-№4.-С.60-67.

6.Дзержинская Л.И. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада. - М.: Просвещение,  1985. 3-15, 32-37,84-88

7.Зимина А.Н., Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 20-34, 77-137.                                                                                                                                                                                                            

8.Е.Костина.Камертон.Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста .2006 г.

9.Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ.фак-оф дошк.воспит.высш.и сред.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр « Академия»1998 .-240с.

 

 

 Статья "Польза пения для детей"

 

 

 

Методическая разработка на тему:"Сценарий сказки для постановки с детьми старшей группы«Красная шапочка».

 

 

Методическая разработка на тему:"Сценарий праздника"День Победы"          

    

 

 

Музыкально-дидактические игры

 

 

 

Струнные смычковые инструменты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения