Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

       Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                    детский сад № 92 комбинированного вида

                   Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Консультации воспитателей

 

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация воспитателя

 

Ищук Ю.В.

 

 

Игра-лекарство от всех недугов

 

 

  

Как вести себя при заболевании ребенка, можно ли детям играть во время болезни? Это не праздные вопросы, потому что от правильного поведения взрослых у постели заболевшего ребенка, от организации его режима и игр во многом зависят быстрота и полноценность выздоровления.

К психическому состоянию больного ребенка следует относиться с особым вниманием. Существуют некоторые общие правила организации занятий заболевших детей. Подбор игрушек и занятий должен дозироваться в зависимости от течения заболевания и от состояния ребенка. В наиболее тяжелый период болезни врачи рекомендуют постельный режим. Но и в постели ребенок может понемногу играть. Полезно подготовить для ребенка столик, который можно поместить на кровати. Этот же столик очень удобен для кормления малыша. Не следует заставлять малыша играть
. Силы ребенка
во время болезни истощены. Позвольте малышам просто подержать игрушки в руках, но не уносите их. Это может огорчить ребенка, вызвать слезы. Интерес к игрушке остался, а вот сил играть нет.

 

        Скачать продолжение рекомендации

 

  


 

 

 

Консультация воспитателя

Чернивчан Н.Ф.

 

 

"ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ"

 

 

Автор курса, преподаватель: Назарова А.Г.

Исполнитель: Чернивчан Н.Ф.

 

 

Прослушав курс лекций Назаровой А.Г. по игротренингу, я поняла, как легко можно владеть коллективом детей, не прилагая при этом особых усилий.

            Но для этого педагог должен тщательно подготовить занятие, продумывая каждый жест и каждое слово.

            Прежде чем заниматься тренингом, педагогу необходимо вместе с учениками освоить игры по организации учебного процесса, чтобы научиться невербальному языку общения, который является фундаментом  тренинга. Это одно из основных правил. Которые Анна Георгиевна доносит до своих слушателей. Анна Георгиевна предлагает нам следующие педагогические приемы:

 

            1. ПРИЕМЫ НЕОЖИДАННОСТИ

А) Игра на музыкальном инструменте.

Б) Волшебная палочка.

В) Любое изменение в группе

Г) Волшебное дерево

 

            2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ

А) Аудиальный – использование звуковых сигналов: хлопков, щелчков, удары  

     «волшебной палочкой» по различным предметам.

Б) Визуальный – контакт глазами, использование мимики и жестов.

В) Кинестетический:

     - поглаживание ребенка по тыльной части головы;

     - мягкое прикосновение до плеча ребенка;

     - рукопожатие.

 

            3. ПРИНЦИП «ЭСТАФЕТЫ»

            Поочередное выполнение детьми определенных действий.

 

           4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВЯЗОК (ДЛЯ ГЛАЗ)

            Они используются в тех случаях, когда необходимо усилить аудиальный и кинестетический каналы.

            Чтобы внедрить эти педагогические приемы Анна Георгиевна предлагает следующие игры по организации учебного воспитательного процесса:

            - «Кто тише». Цель: научить детей выполнять действия по принципу «ловкость бесшумна».

            -«Тишина» с 3-мя вариантами усложнения. Цель: развиваем слух, память. воображение. Развиваем речь.

            -«Контакты». В данной игре педагог заменяет некоторые свои слова и фразы на жесты или звуковые сигналы. Это дает возможность экономить время занятия. Но необходимо заранее договориться с детьми, что обозначает каждый жест или сигнал.

            -«Творческий круг». Это самая удобная форма общения. Анна Георгиевна предлагает несколько вариантов игры. Используя варианты, мы разнообразим начало занятия и приучаем детей внимательно слушать задания.

            -«Запомни свое имя». Эта игра дает возможность научить детей ориентироваться в пространстве, а также развивает память и внимание. В это игре так же несколько вариантов, что дает возможность разнообразить задания.

             - «Волшебная палочка». Эта игра с большим количеством вариантов, привлекает внимание детей и помогает в организации учебного процесса.  Варианты ответов тоже несколько.

            - «Эстафета». Изучив эту игру с детьми, я часто использую принцип эстафеты на занятиях. Это дает возможность высказаться каждому ребенку, не перебивая других и выслушивая их ответы.

            Все эти организационные игры проходят под девизом «Ловкость бесшумна». Детям очень нравится игра «Ку-ку». Эту игу я включаю в изучение многих тем по развитию познавательных способностей. А в конце игры предлагаю перечислить все слова по порядку. Дети запоминают до 20 слов и более.

            Большую роль по организации учебного процесса играют игры на развитие слухового и зрительного внимания. Детям особенно  нравятся такие игру как:

«Повтори»

«Смена номеров»

«Хлопки» в разных вариантах

«Попрыгунчики»

«По хлопку»

«Кто позвал»

«Контакт»

            На занятиях по обучению чтению и грамоте, я использую мячики трех цветов: красный, синий, зеленый.

            Цвета, которыми мы обозначаем гласные звуки, твердые согласные и мягкие согласные.

            Бросаю детям мяч, они называют или звук или слово, начинающиеся с данного звука.

            Используя цветную табличку с буквами составляем слова, а из слов рассказы.

            Очень хорошая игра «Цепочка слов». Где дети учатся составлять рассказы. Очень нравится детям игра «Муха» эта игра развивает память, внимание и речь.

 

            Все упомянутые выше игры я использую при организации учебно-воспитательного процесса, а также в учебной деятельности. Как часть занятия в режимных моментах. А сами игры по игротренингу, которые провожу 1 раз в неделю. Чтобы отметить активность ребенка и правильные ответы использую жетоны. За 10 жетонов ребенок получает солнышко. А за 10 солнышек – ПРИЗ. Ребятам это очень нравится. Они стараются активно участвовать в любой работе.

           

           

 


 

 

 

              

 

 

 

               

              Консультация для родителей                  

              воспитателя Евстифеевой Л.П.                       

                       

           "Пальчиковая гимнастика"                      

 

                     

                     

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

 

«Перед нами елочка:                     сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

  Шишечки,                                    показывают кулачки

  Иголочки,                                    указательные пальцы

  Шарики,                                       пальцы сжимают в круг

  Фонарики,                                   показывают «фонарики»

  Зайчики,                                      показывают «ушки зайца»

  И свечки,                                     прижимают ладони и пальчики друг к другу

  Звезды,                                        прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

  Человечки».                                ставят средний и указательный пальцы на колени

 

 

«Этот пальчик мой танцует.        дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует.              делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет,         стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка,          царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,           прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку                сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте,                сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

 

 

           

 

 

 

 

       


 

           Консультация воспитателя средней группы   

       Литвиновой Галины Александровны

 

  «Дидактическая сказка

как средство ознакомления детей 4-5лет

с родным городом»

 

Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, мы понимаем, что успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказано содействие ребенку в процессе приобщения к истории, культуре, социальной жизни родного края.

Соответственно актуально ознакомление дошкольников с родным городом, а для этого требуется выбор адекватных методов организации педагогического процесса. В среднем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для развития у детей интереса к объектам, обладающим подлинной художественной и исторической ценностью, какими являются большинство объектов города Санкт-Петербурга

 

         Дидактическая сказка –это специально созданная сказочная ситуация, развивающаяся по всем законам сказкообразования, выполняющую определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.

 Дидактическая сказка может рассматриваться как:

           

как средство получения новых знаний;

-  средство упражнения и закрепления знаний;

-  средство проверки знаний детей;

-  средство коррекции;

-  практическая деятельность детей;

-  способ активизации психических процессов и речи         

- как метод и форма организации деятельности

 

Дидактическая (обучающая) сказка предназначена для того, чтобы учебный материал воспринимался более удобным способом. В такой истории символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются.

Алгоритм дидактической сказки представляет собой следующую последовательность:

1.Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).

3.Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

 

 Педагогические условия эффективности использования дидактической сказки при ознакомлении с родным городом детей 4-5 лет

Использование дидактической сказки как метода ознакомления с родным городом  ставит перед собой несколько взаимосвязанных целей:

- информационную – передачи, закрепления, проверки знаний о родном городе;

-  побудительную – как способ активизации психических процессов и речи детей;

-  рганизационную – как системы всего занятия: введение в сказочную ситуацию - игровые упражнения – взаимодействие – анализ.

 

Дети были активны, проявляли инициативу, свободно и самостоятельно выдвигали свои версии решения проблемы, а также использовали рассуждения и доказательства. Например, на вопрос какую пользу приносит река, помимо стандартных ответов( путешествия, ловля рыбы и т.д) дети говорили: «..дети могут играть на берегу, строить песочные замки; писатели сочинять для всех интересные рассказы; царь, когда стоит на берегу и смотрит на Неву, думает, какой город-счастье он построит для людей; река учит быть смелым и добрым». Дети придумывали небольшой рассказ про фонарь: «Мой фонарь на высоком и тонком столбе стоит у папиного гаража и светит прямо на дорогу домой. Мы с мамой украсили фонарь ракушками с моря. Папа увидит как красиво, придёт и похвалит нас. А ещё людям будет приятно!». «А я сделаю много маленьких фонариков. Они будут в железных шляпках, а по бокам свисают бусинки. Фонари приделаны к домам, их можно зажигать из окон и сами они зажигаются, когда темно. Ветер будет дуть и бусинки звенеть.»

Дополнительно результативность использования технологии дидактической сказки оценивалась через изобразительную деятельность, поскольку через выразительность образа передается эмоционально-ценностное отношение к социокультурному пространству, а позиция субъекта деятельности обнаруживается через выбор способов самовыражения и самореализации.

В группе всегда отмечалось положительное, эмоциональное отношение к процессу деятельности и к ее результату. Замысел и его реализация определялись самостоятельно. Рисунки отличались оригинальностью. Детьми использовались все доступные возрасту средства выразительности.

Выразительность, как характеристика рисунка, отмеченная в экспериментальной группе носила более выраженный и творческий характер, а именно: использовался прием «оживления» (реки) – то есть использовался перенос сказочного содержания в рисунок, в рисунке создавалась «сказочная» ситуация, дети «населяли» пространство рисунка сказочными персонажами, добавлялись сказочные герои, добавлялись узоры, украшения, что характеризует положительное отношение к объекту, использовался прием преувеличения размера, то есть изображаемым объектам придавалась значимость.

Анализ организации процесса ознакомления детей с родным городом позволил выявить ряд особенностей. В целом педагогическое взаимодействие характеризуется преобладанием активности педагога на занятиях и словесных методов, нацеливающих детей на репродуктивный характер познавательной деятельности.

Мы полагаем, что для педагогов оптимально занять направляюще-сопровождающую позицию во взаимодействии с детьми: направлять познавательную и творческую активность дошкольников в зависимости от их предпочтений, сопровождать их в реализации творческих замыслов, подбирать дополнительную информацию об интересующих детей городских объектах, подсказывая варианты развития и способы воплощения творческого замысла.

Результаты позволяли нам утверждать, что формирование субъектной позиции обеспечивается:

- созданием обогащенной предметно-развивающей среды, стимулирующей интерес к родному городу,

- оптимизацией педагогического взаимодействия, основанного на гибком изменении позиции педагога и обеспечивающего нарастание субъектной позиции и творческой самостоятельности детей,

- и наличия полноценных возможностей для непосредственного переноса впечатлений, связанных с восприятием, в художественную деятельность.

Таким образом, высокие показатели, полученные при проведении эксперимента, доказывают эффективность предложенного педагогического приема – дидактической сказки - для активизации и формирования деятельностно-субъектной позиции ребенка среднего дошкольного возраста.

Разработаны Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми средней группы, по использованию дидактической сказки как педагогического средства ознакомления с родным городом. Определены темы занятий, описаны методы, стимулирующие познавательную активность, подробно описан алгоритм написания сказки, ее основные части. Даны рекомендации для привлечения родителей в педагогический процесс по ознакомлению с Санкт-Петербургом.

 

 

Занятие с использованием дидактической сказки может начинаться на прогулке (с любой проблемной ситуации – какие деревья растут, из чего состоит земля и т.д. – в зависимости от содержания и темы сказки), затем уточняться на занятии с помощью иллюстраций, экспериментирования, отражаться в художественной деятельности и закрепляться через домашние задания (А какие фонари у вашего дома? Когда они загораются? Почему?).

 

Как подготовиться к написанию сказки?

 

1.           Выбрать тему (например, из рекомендованных нами для данного возраста), познакомиться с историческими фактами, эстетическими особенностями объекта культурного наследия.

2.           Отобрать содержание, доступное для восприятия детьми среднего дошкольного возраста. При этом стоит опираться на следующие правила:

-       задание и содержание осваиваемого материла должно быть интересно не только ребенку, но и прежде всего педагогу;

-       материал должен быть изложен просто (при соблюдении принципа научности),

-       содержание должно соответствовать принципу системности познания окружающего мира;

-       творческая деятельность должна нести в себе заряд нравственности, утверждать уверенность в победу добра над злом, учить побеждать зло.

-       материал должен быть готов к немедленному использованию

-       на любом занятии должно присутствовать большое количество наглядности.

-       должна быть предусмотрена возможность начала обучение с любого момента в пределах возрастного этапа.

3.           Продумать, какие приемы использовать для создания сказочной ситуации:

-       использование прообразов из других областей науки;

-       поиски новых приемов решения путем изменений: в пределах ситуации, во внешней среде;

-       внесение обусловленных изменений в ситуацию или в способы  использования ситуации.

4.           Продумать линии дифференциации содержания для детей с разным уровнем подготовленности (как задание можно усложнить?)

5.           Подготовить пособия, иллюстративный материал (лучше всего для каждого ребенка отдельно), использовать все возможные мультимедийные средства (звуки – шум реки Невы, звук стреляющей пушки, Гимн города и т.д.).

6.           Создать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы максимально возможное количество материалов, рисунков, фотографий, карандашей, бумаги, карт, схем и т.д. – оказалось в руках детей, и было доступно в любой момент!

7.           Нацелить всю работу на «добывание» детьми знаний и впечатлений, а не на рассказ  взрослого!

 

Из каких частей состоит сказка?

 

Дидактические сказки пишутся в соответствии с определенным алгоритмом- композицией сказки. В основе композиции лежат следующие части:

-       экспозиции: рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия;

-       завязка: обнаружение ущерба, недостачи, потери;

-       развитие сюжета: в его основе находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников;

-       кульминация: бой со злыми силами;

-       развязка: решение, преодоление проблемы.

Сказка обычно начинается с присказки: «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве» и т.п. Используются переходные формулы от одного крупного эпизода к другому: «Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается» и т. п. Обычно употребляется специальная концовка: «Стали жить, поживать, да добра наживать».

В зависимости от цели занятии сказки могут быть нескольких видов:

-       сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала,

-       сказки- загадки – при закреплении и повторении,

-       сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний.

 

И еще одна рекомендация – обязательно систематически организовывать работу с родителями, а именно:

 

Для родителей:

-       информация о детских театрах нашего города, репертуарах,

-       рекомендации к просмотру спектаклей,

-       рекомендации по посещению музеев (согласно изучаемой теме);

-       постоянная информация о работе, которая проводится в группе и детском саду;

-       выставки детских работ;

-       конкурс на лучший макет, рисунок, рассказ, лучшую лепную форму, коллаж.

-       открытые занятия

 

Родители помогут в создании:

-       макетов достопримечательностей города;

-       альбомов «Мой город», «Прогулка по Санкт-Петербургу»;

-       коллажей с фотографиями «После экскурсии»;

-       собирании значков, открыток с видами Санкт-Петербурга,

 


 

                 Консультация воспитателя

                    Даниленко Елены Васильевны

 

                                               для родителей детей 3-х лет

 

 Домашние речевые игры с детьми трех лет направлены на: 1) развитие мышления ребенка, 2) обогащение словаря малыша новыми словами,

3) развитие языкового чутья, 4) предупреждение грамматических ошибок,

5) развитие умения связно выражать свои мысли, 6) развитие артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков.

В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр  затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута» и молча показывают пальцем, не зная как правильно сказать)

Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми. Все малыши трех-четырех лет очень любят играть и очень легко учатся в игре. Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет родителям  научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В,  НА, ПОД, ОКОЛО.

 

 Играем в прятки с Мишкой.

Возьмите в руки любимую игрушку ребенка, например мишку. Предложите малышу поиграть с мишкой в прятки. Скажите: «Мы будем прятать от Мишки конфету (или мячик или любой другой предмет), а мишка – ее искать».

Мишка закрывает глаза  (поверните игрушку мордочкой к стене), мы с ребенком  в это время прячем конфету. Затем Мишка открывает глаза и  начинает искать конфету. ВАЖНО: при этом мишка будто бы говорит сам себе вслух и указывает лапой на нужное место: «Где же они конфету положили? А! Наверное, на столе! Нет, на столе нет. Под столом? Ой, и под столом нет! Куда же Дашенька (Витенька и т.п.) ее спрятал от меня? Может быть в столе??? Ой, и в столе нет…. Может быть, подскажешь, где она? А!!!! Около стола!!! Вот она!!!!» (Мишка радостно дает конфету ребенку)

В этой игре ребенок пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи Мишки, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет:

1)   Каждый раз меняйте предмет, который прячете и игрушку. Например, зайка может искать настоящую морковку, кукла – бантик, собачка – миску с едой,  и т.д. в зависимости от того, какие игрушки есть у Вас дома.

2)   Каждый раз меняйте и предмет,  у которого Вы прячете секрет для игрушки:

В коробке для игрушек, на коробке, под коробкой, около коробки

В сумке,  на сумке, под сумкой, около сумки

В пенале, на пенале, под пеналом, около пенала

В буфете, на буфете, под буфетом, около буфета

В шкафе, на шкафе, под шкафом, около шкафа.

Т.е.  в первый раз искал мишка конфету на столе, под столом и т.д. В следующий раз кукла ищет бантик в шкафу, на шкафу, под шкафом и т.д.  В третий раз бегемотик ищет мячик  на сумке, в сумке. В четвертый игрушечный цыпленок ищет свою маму-курочку  и т.д.

При повторении игры малыш захочет подсказывать персонажу местонахождение предмета, дайте ему такую возможность. Только вот персонаж у нас будет не очень понятливый. «Под коробкой ищи», — кричит Ваш сын. «А! Под коробкой, сейчас посмотрю», — говорит зайка. А ищет-то неправильно -  на коробке. «Да не на коробке, а под коробкой», — исправляет трехлетний ребенок. «А!!! Понял, — говорит зайка, и снова ошибается, ища около коробки. «Ты около коробки ищешь, а надо  искать под коробкой», — сочувственно произносит Ваш ребенок. И зайчик его слушается и находит предмет.  Задача речевой игры выполнена – ребенок  незаметно для себя научился правильно употреблять эти 4 предлога.

Прием преднамеренной ошибки прекрасный прием в проведении речевых игр с детьми по любой теме. Исправляя героя и обучая его, дети сами быстро и легко усваивают учебный материал.

Как часто стоит проводить такие занятия с детьми дома? Какова  должна быть их продолжительность? Продолжительность игры обычно – 5 минут. Если ребенок делает ошибки, то лучше проводить речевую игру ежедневно с разными игрушками. Главный принцип — «лучше два раза в день по  5 минут, чем один раз в день 10 минут до усталости». Игру надо прекращать тогда, когда малыш еще хочет ее продолжить.

 

 

         

 


 

              

 

                       

 

 

                                  

 

 

 

 

  

                                          

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"