Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

       Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                    детский сад № 92 комбинированного вида

                   Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Рекомендации педагога-психолога Дорогиной А.А.

 

                              

  

Уважаемые родители! Психолог ДОУ в течении месяца проводит поддерживающие онлайн консультации в вопросах воспитания,развития и взаимодействия с ребенком.

Дорогина Анастасия Александровна, четверг с 14.00-16.00,тел 89052193964

 

 

 

Педагог- психолог

Дорогина Анастасия Александровна

 

Первая квалификационная категория

 

Высшее педагогическое образование (Ленинградский государственный областной университет имени А.С.Пушкина.Культуролог.

Преподаватель по специальности "Культурология")

 

Профессиональная  переподготовка по программе "Психология"

Педагог-психолог

( Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.2007 г)   .

 

Работает в ГБДОУ детский сад № 92 с 2002 года

 

Проводит развивающие занятия с детьми и родителями с 2004 года

 

   

 

  


 

 

Видео-консультация «Как подготовить малыша и СЕБЯ к садику».

 

Подготовка к садику – ответственное дело. Что можно и нужно сделать, чтобы выход в садик был легким и непринужденным, смотрите в видео консультации педагога -психолога  ДОУ Дорогиной А.А.

 


 

 

 

 

 Информация по теме" Адаптация к садику"

 

 

 


 

 

Родителям на заметку "Родительское программирование"

 

«Коня ведут уздечкой, а человека –словом» (нар. посл)

 

Слово может ранить душу. Но слово, сказанное родителями, может также программировать судьбу. У маленького ребенка, безгранично любящего своих родителей и доверяющего им, нет возможности критично относиться ко всему тому, что происходит рядом. Образ жизни, приоритетные ценности, все, что говорится родителями, ребенком воспринимается за чистую монету, как истина жизни. Особенно, это касается раннего детства.

В средние века монахи брали на воспитание ребенка именно до 7- летнего возраста, понимая, что вложенное ими уже будет с этим человеком навсегда. С первых дней жизни самые близкие ребенку люди намеренно или бессознательно передают ему какие-то послания, заводят механизмы некоего программирования, которые будут диктовать человеку то, как надо жить и мыслить, чувствовать и воспринимать этот мир. Освободиться от этого очень трудно, потому что это вошло в глубины нашего сознания.

В чем заключаются механизмы родительского программирования и как они начинают действовать, влияя на жизненный сценарий? По мнению Э. Берна, выдающегося психолога, автора бестселлера «Игры, в которые играют люди», все начинается еще с зачатия ребенка. «Происходило ли это случайно, в страстном порыве, по любви, насильно, обманом, сделано ли назло или покорно? Что было предпосылкой к такому событию? Если оно планировалось, делалось ли это с теплотой или с холодком, просто или педантично, с разговорами или в молчаливом единении? В сценарии могут обнаружиться те же самые качества. Воспринимается ли секс как грязь, случайность, таинство или развлечение? Пытались ли сделать аборт? Сколько их было, сколько попыток забеременеть? Все эти факторы повлияют на построение еще не родившегося ребенка».

Одно из первых формирующихся представлений младенца заключается в том, что гарантией безопасности от страха и голода является любовь матери, и он начинает прикладывать усилия к тому, чтобы добиться этой любви. Если ребенок не уверен в ней, он становится мнительным и пугливым. Ребенка может напугать то, что в силу своего возраста ему просто не понятно. Почему мама прервала вдруг кормление, не приласкав его? Основываясь на опыте первых лет своей жизни, дети принимают преждевременные решения, касающиеся представления об этом мире и о том, как они чувствуют себя в этом мире по сравнению с окружающими.

Возможны следующие жизненные позиции:

Я в порядке (Я+) — Ты в порядке (Ты+) — успех

Я в порядке (Я+) — Ты не в порядке (Ты-) — превосходство

Я не в порядке (Я-) — Ты в порядке (Ты+) — депрессивностъ

Я не в порядке (Я-) — Ты не в порядке (Ты-) безнадежность

Люди, не имеющие какой — либо одной устойчивой позиции, — нестабильные, тревожные личности.

Жизненная позиция принимается уже в первые месяцы кормления ребенка. Все дети начинают с позиции «Я+Ты+». Эрик Эриксон такую позицию называет, как «основное базовое доверие». Оно подразумевает то, что младенец чувствует себя в гармонии с миром, и всё находится в гармонии с ним.

 

Через прикосновения, разговоры, но в первую очередь через свое собственное положительное эмоциональное состояние, мать обеспечивает чувство безопасности, любви и принятия, что служит прообразом внешнего мира. И ребенок решает: «Этот мир хороший, когда-нибудь я сделаю его лучше», — через науку, поэзию, музыку». Если вдруг мать перестает защищать его и заботиться о нем, то ребенок меняет свою позицию на «Я-» или «Они-», перейдя из состояния «базового доверия» в состояние принципиального недоверия.. И тогда ребенок решает, что «это ужасный мир» или «заурядный мир», где ты делаешь то, что должен и в перерывах развлекаешься»; либо — «жестокий мир, где ты хороший подчиненный и шуршишь чужими бумагами»; либо «трудный мир, где надо сгибаться, имея с кем-то дело, извиваться, бороться за жизнь»; либо «мрачный мир, только и остается мечтать в баре»; либо — «пустой мир, где ты посылаешь все к чертовой матери (где ты сдаешься)»

Часто дети воспринимают речь взрослого через призму своего детского или, как называет Э.Берн, «марсианского» мышления.

Например, мама, желая внушить ребенку уважение к тому, что ей пришлось пожертвовать чем – то (учебой, престижной работой) и посвятить драгоценное время самому ребенку, может добиться совершенно другого результата. Ребенок может испытывать постоянное чувство вины из- за того, что мама не смогла быть счастлива из- за его рождения и, если его не станет, то ей будет снова хорошо. В данном случае это одно из самых деструктивных родительских посланий: «Не живи». Фразы, исходящие из родительских уст, Берн называет посланиями, а т.к. воздействия их обретают характер постоянства — «родительским программированием». Трудно даже вообразить силу подобных материнских слов по отношению к ребенку... Нежные слова, внушающие надежду на прекрасную долгую жизнь, или грубый голос, который заставляет ощущать ребенка не нужным, отвергнутым: «Исчезни»; «Чтоб ты провалился»; «Ты кончишь, как твой отец (алкоголик)» — приговор на всю жизнь, такие команды Э.Берн называет «сценарным итогом».

Самые деструктивные родительские послания: «Не живи», «Не расти», «Не будь ребенком», «Не думай», «Не чувствуй», «Не доверяй», «Не будь собой».

Рассмотрим фразы, которые запускают послание «Не чувствуй»:

Взр.: «На улице холодно».

Реб: «Мне жарко!

Взр. «Нет, тебе не может быть жарко, если на улице холодно!»

«Нельзя сердиться на маму! Это очень плохо!»

«Ах, какой вкусный супчик! Папе нравится, бабушке нравится, и тебе тоже нравится! Что значит, не нравится?! Всем нравится! «Есть нужно все, что дают. Тарелка должна быть чистой».

«Тебе не горячо! Нормальная вода!»

«Это совсем не больно, не придумывай!»

«Что значит — не голодный? Ешь, давай!»

Взр.: «Ты устал, поэтому…

Реб.: «Я не устал!»

 

Взр: «Я же вижу, что устал, не спорь со мной!»

«Какая усталость?! Ничего ты не устал, всего два упражнения сделал!»

«Чего ты расстроился? Тут не из – за чего расстраиваться!»

Ребенок слышит: «Я не могу и не должен это чувствовать, все, что я чувствую, это не важно». В данном послании происходит блокировка, запрет не только на проявление эмоций и чувств, но и само их ощущение. В результате человеку бывает трудно устанавливать эмоциональные отношения с другими людьми. В силу того, что человек не осознает, что испытывает радость, грусть, обиду, гнев или раздражение, он прячет их глубоко, не разрешая выходить этим чувствам, что может отрицательно сказываться на здоровье. Или давать выход эмоциям деструктивными способами. Например, не осознавая, что затаились обида и гнев на начальника, человек становится раздражительным во всем, часто делая разрядку на других людях. Нередко среди таких взрослых встречаются люди, страдающие ожирением и тщетно пытающиеся похудеть. Они съедают гораздо больше пищи, чем объективно требуется их организму, т.к. физические ощущения их обманывают.

К счастью, родительские установки, предписания, свои жизненные позиции трудно, но можно изменить! Э.Берн указывает на то, что иногда они сами меняются под воздействием внешних обстоятельств, таких как возникшее чувство любви или, напротив, случившееся несчастье. Изменить человека может психотерапия или саморазвитие. Э.Берн неоднократно в своих книгах подчеркивает, что после получившего родительского приказания, еще даже будучи ребенком, человек сам решает, что с ним делать: воспринимать его в чистом виде, преобразовать, смягчая его, либо вообще не принять, сказав, например следующее: «Это послание — проблема моей матери, а не моя».

А молодым родителям стоит задуматься над этим вопросом, и отнестись к процессу воспитания с особой ответственностью, понимая, что являются основными сценаристами жизни своего малыша. Не зря в народе говорится: «Коня ведут уздечкой, а человека – словом»

 

Статья напечатана в журнале"Дошкольник.РФ"

 

http://doshkolnik.ru/psihologiya/14161.html


 

  

Консультация для родителей и педагогов

«Чудодейственный эффект Пигмалиона»

 

Ожидания родителей в отношении своих детей оказывают огромное влияние на их поведение, достижения и многое другое. В известной пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» Элиза Дулиттл говорит: «Понимаете, кроме вещей, которым может научиться любой (манера одеваться, правильная речь и тому подобное), разница между леди и цветочницей — не в том, как они ведут себя, а в том, как с ними обращаются».

 

«Эффект ожиданий» или «эффект Пигмалиона» – это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение. Если ждать от человека определённых действий, то прогнозы могут с большой вероятностью сбываться. Например, если сообщить человеку, что с ним должно произойти какое-то событие, он неосознанно начинает вести себя так, чтобы оно действительно случилось.

 

Название этому феномену было дано по имени мифического Пигмалиона – легендарного царя Кипра, который изваял статую прекрасной женщины и страстными мольбами убедил богов оживить ее. Галатея оказалась точно такой, какой он себе ее представлял, в ней воплощались все его желания, все, что он хотел видеть в девушке. Так, огромное желание Пигмалиона получить то, чего он так страстно хочет, помогло ему осуществить его мечту.

  

Эффект Пигмалиона часто проявляется в таких областях как педагогика и управление, а также в быту. Наверняка, каждый на себе испытал такие ситуации, когда кто-то (родитель, учитель, тренер, начальник) верил в вас и транслировал вам послания типа: «У тебя обязательно получится! Ты сможешь! Да, сейчас не получается, но я в тебя верю!", то рано или поздно действительно начинало получаться. И наоборот, если постоянно твердят, что это плохо сделано, это не так, возникает ощущение, что "я никчемный, и мне никогда не справиться, поэтому мне незачем напрягаться».

 

Убедительным доказательством того, что наши убеждения провоцируют самоосуществление пророчества, служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом Розенталем и Леонорой Якобсон. Два класса. Два учителя. В обоих классах дети имеют абсолютно одинаковый уровень умственного развития. Но одному учителю говорят, что ему дают класс с одаренными детьми, у которых есть интеллектуальный потенциал к высоким достижениям. А другому, что в его классе будут учиться дети, которым тяжело дается обучение. Между тем, детей с «высоким IQ» исследователи выбрали абсолютно случайно. На начальном этапе показатели по тестам у обеих групп приблизительно одинаковые. Что происходит через время с двумя группами, можете догадаться сами. Да, группа «одаренных» детей отлично учится и дает хорошие результаты, группа «отстающих» выдает результаты хуже, чем на начальном этапе тестирования. Практически волшебство. Вольно или невольно учителя передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей.

 

Если педагоги возьмут смелость и проанализируют свое отношение к детям, то вспомнят немало случаев, когда по каким – то критериям и причинам неосознанно ставили ярлык на ребенке, после чего очень сложно было менять свою позицию в ту или иную сторону.

 

Как – то во время дежурства нашего сада, мне пришлось поработать воспитателем на группе длительное время (психологов ставят на замены, но это бывает одноразово). Т.к. дети были не из нашего садика, то перед тем, как начать работать, я расспросила о детях воспитателей, которых сменила. Из рассказов я сделала вывод, что есть один мальчик, от которого можно ждать неприятностей. В первый же день мне пришлось в этом убедиться, т.е. мои ожидания оправдались. Но на то нам знания и даются, чтобы вовремя отрефлексировать сложившуюся ситуацию, сделать выводы, решить, что и как можно исправить. В начале общения мы воспринимаем ребенка не таким, каким он является, а таким, каким мы его представляем. И часто эти ложные представления могут остаться навсегда. Вспомнив про эффект Пигмалиона, я сконцентрировала внимание на этом ребенке. После предпринятых коррекционных шагов, которые предполагали акцент на его положительных чертах характера и позитивные подкрепления, поведение ребенка в группе изменились к лучшему. И у меня с ним проблем больше не возникало. Через две недели его мама поделилась радостью со мной о том, что впервые за два года она приходит за ребенком со спокойной душой, т.к. до этого ей постоянно приходилось выслушивать недовольства воспитателей по поводу поведения ребенка.

 

В этой же группе была девочка, за которой приходил папа и каждый раз спрашивал: «Точно – точно она себя хорошо вела?» Почему он все время ожидал плохого поведения от ребенка, я могла только догадываться. Хотя с профессиональной точки зрения, я понимала, что девочка могла бы попасть в группу риска. Но на то мы и взрослые, чтобы найти подход к ребенку. Мы действуем согласно своим ожиданиям. Различные ожидания приводят к различным видам действия по отношению к ребенку: невербальные со знаками «+» и «-» (мимика, контакт глаз, тактильная связь) и вербальные (похвала, критика, оценка). Альфред Адлер считал, что одна из причин плохого поведения, это привлечение внимания. Критика, недовольство в адрес ребенка это тоже уделенное ему внимание. Поэтому лучше акцентироваться на положительных чертах поведения или на положительных результатах деятельности. А когда кажется, что таковых нет, необходимо дать понять, что вы верите в ребенка, верите в его способности и в самого него.

 

Сначала наделите ребенка таким образом, каким хотите его видеть в будущем. Например, подарите ему веру в то, что он «солнышко». И тогда сработает самореализующееся пророчество, т.е. эффект «Пигмалиона», и вы почувствуете, как от этого ребенка веет теплом, радостью и светом.

 

Публикация во всероссийском сетевом издании "Дошкольник.рф" 

 

http://doshkolnik.ru/pedagogika/20528-konsultaciya-dlya-roditeleiy-i-pedagogov-chudodeiystvennyiy-effekt-pigmaliona.html


 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

В 2004 году Дорогина А.А. повышала свою квалификацию по программе "Традиции родительской культуры" ( Санкт-Петербургская академии постдипломного педагогического образования ) .

 

В 2006 году Анастасия Александровна прошла курс повышения квалификации в области "Психологического консультирования и коррекции поведения детей и подростков".

 

В том же году окончила проблемно-целевые курсы "Развитие воспитательного потенциала семьи"

 

В 2007 году - в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования прошла профессиональную переподготовку по программе "Психология" .

 

Там же ,в 2009 году,повышала свою квалификацию по программе "Актуальные направления психологической помощи в системе образования".

 

В 2015 году Анастасия Александровна прошла курс повышения квалификации

по программе"Психологическое обеспечение ФГОС ДО"

 

В 2016году прошла курсы  повышения квалификации «Системные неврозы детей и подростков (психологическое консультирование, поведенческая психотерапия, основы суггестивной терапии)»    

Программа научно-практического семинара-тренинга врача-психотерапевта высшей категории Консультативно-диагностического Центра Клиники СПб Государственного Педиатрического Медицинского Университета, кандидата медицинских наук, доцента Кафедры психиатрии и наркологии СПбГПМУ Шишкова Валерия Витальевича.

 

В 2017 году Анастасия Александровна прошла курс повышения квалификации по авторской программе"«Психическая травма: помощь в кризисных ситуациях.» (В объеме 72 часа) в Институте практической психологии "Иматон"

 

Прошла обучение 5 – 8 августа 2019 г.по программе повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции "в  Институте практической психологии "Иматон"

 

Анастасия Александровна является сертифицированным тренером по программе "Воспитание на основе здравого смысла" (программа «Girls and Boys Town», авторы Рей Берк и Рон Херон, США).

В 14 странах мира родители посещают занятия по данной программе, начиная с 1989 года (в России с 2000 года). Авторы программы «Воспитание на основе здравого смысла» считают, что в воспитании необходимо опираться на две вещи — «голову» и «сердце». Опора на «голову» подразумевает использование логического метода воспитания, т.е. конкретных практических навыков, помогающих изменить поведение детей. Опора на «сердце» означает проявление безусловной любви к детям. Родители, прошедшие тренинг, лучше справляются с родительскими обязанностями, получают от них большее удовлетворение, а их дети начинают лучше себя вести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"